Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8»

г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Крупской, д. 10в
8 (391) 217-80-26, 8 (391) 217-80-29, 8 (391) 217-80-21
lyc8@mailkrsk.ru

Рубрика вопрос-ответ. На специально организованную для вопросов родителей педагогом-психологом лицея  часто приходят короткие вопросы. Ответы на некоторые из них будут интересны многим родителям.

1. Вопрос:

Муж предложил нашей дочке-первокласснице,  за каждую пятерку она будет получать 100 рублей (она копит деньги на телефон и не тратит их), правильно ли это?

Ответ:

Вводить такую систему в первом классе рано. Обычно, у первоклассников достаточно высокий уровень мотивации, который держится самостоятельно. Подкреплять и закреплять его надо похвалой и поддержкой ребенка.

Если вы все-таки хотите материально поощрять результаты ребенка в учебе, лучше это делать по итогам четверти, полугодия или учебного года. Но так, чтобы подарок был, соотносим с достижениями.  Может, это будет тот же телефон, но по успешному окончанию полугодия, например.


2. Вопрос:

Мой сын учится в  4 классе, ему 10 лет. Очень активный подвижный ребёнок. Не контролирует свои эмоции. Он общителен, но может очень грубо ответить как сверстнику, так и взрослому. "Обидные" слова в его лексиконе - для него норма. Словесная агрессия - большая проблема. Его привлекает всё агрессивное: фильмы, игры. Посоветуйте, пожалуйста, как быть с ребёнком. Как воздействовать на него, чтобы снизить эту агрессию?

Ответ:

Проблема, которую Вы поднимаете, очень актуальна и беспокоит, наверное, большинство родителей, учителей и школьных психологов. Причин этой ситуации много:

1. Ребенок повторяет модель поведения родителей. С этим работать очень трудно, т.к. у ребенка появляется конфликт между требованиями авторитетных для него людей.

2. Массовое искусство формирует у современных детей образы определенных героев для подражания. Коллективные ценности не поддерживаются массовой идеологией. Реклама, фильмы, компьютерные игры говорят о том, что счастье заслуживают только красивые, сильные и богатые. Хорошо бы давать всем детям примеры другого жизненного опыта и обсуждать их.

3. Агрессивное поведение ребенка может оказаться защитным механизмом их психики. Неуверенность в себе, страхи приводят к решению не допускать в отношении себя угрозы. Попытка стать самым сильным и уважаемым в группе. В этом случае важно разговаривать с ребенком, стараться услышать его позицию, объяснение своего поведения.

В любом случае, сейчас этот ребенок не может быть другим, т.к. его формирует окружение. Но если оказать поддержку его хорошей половине, демонстрировать ему другие варианты общения и разрешения конфликтов, у него появится возможность опереться именно на этот опыт в своей жизни.

Главное, не допустить закрепления за ним в классе ярлыка хулигана, плохого и злого ребенка - сейчас он с удовольствием за него ухватится и будет в совершенстве играть эту роль.

Вам предстоит очень трудный и долгий путь, хорошо, если в нем Вы найдете себе помощников, если нет - мы всегда готовы Вас поддержать.


3. Вопрос:

Подскажите, должен ли психолог заниматься с детьми в  группе продлённого дня?

Ответ:

Школьный психолог вправе сам ставить акценты в своей работе. Он может заниматься только диагностикой, если считает это приоритетным направлением, или вести тренинги с детьми «группы риска» (которые выявлены в результате диагностики), может работать с развитием познавательной или коммуникативной сферы и т.д.

Психолог может ничего не проводить в группе продленного дня, если к тому нет предпосылок. Все зависит от цели, которую вы перед собой ставите. Гораздо полезнее  в группе продленного дня - интересное времяпрепровождение детей: развивающие игры (настольные, ролевые, с игрушками или без). Во время игры дети непринужденно получают необходимые навыки.


4. Вопрос:

Мой сын,  ученик 9 класса затрудняется определиться со своим будущим. Как ему в этом помочь?

Ответ:

В лицее старшеклассникам предлагается элективный курс «Твоя профессиональная карьера», где можно пройти психологические тесты на профориентацию. По результатам тестов ученик сможет выбрать ту профессию, к которой у него больше склонностей и способностей и начать подготовку для поступления.

Самостоятельно родители так же могут помочь ребенку в самопознании,  для этого важно:

  • обсудить с ребенком разные профессии, с точки зрения их плюсов и рисков для формирования  полного представления о рынке труда;
  • понаблюдать за ребенком со стороны и указать на его способности, на то, что у него получается;
  • настроить заняться каким-то делом (кружки, секции, предметы по выбору), где бы он мог проверить свои способности;
  • не давить на ребенка, дать ему определенную свободу, постоянно указывая на ответственность его выбора.

В рамках «Недели качества образовательных услуг» и «Недели психологии»  в лицее ежегодно проводятся открытые мероприятия для родителей. Кроме того, родители могут обратиться за консультацией по вопросам образования и воспитания своих детей по собственной инициативе. По разрешению родителей некоторые из консультаций приведу в пример в открытом доступе.

Консультация № 1. Обозначенная проблема: ребенок ничего не желает рассказывать о школе, на вопрос «Как дела в школе?» молчит и уходит в свою комнату.

Как стать внимательным собеседником и, главное, слушателем, для своего ребёнка?

1. Умейте чувствовать, что интересно ребёнку, и говорите с ним об этом. Многие родители, прежде всего, интересуются школьными успехами своего чада, но, согласитесь, помимо школы в жизни столько всего увлекательного, столько вещей и явлений, о которых можно поговорить и дать высказаться ребёнку! Так, вместо того чтобы задавать ребёнку извечные вопросы: «Ну, как в школе? Какую оценку получил? Что изучаете нового?», можно поинтересоваться: «Какую музыку ты сегодня слушал (а)? Не хочешь ли на выходных сходить в кино? Из-за чего у вас в классе случаются ссоры обычно?»

2. Если ребёнок порывается что-то вам рассказать, вы видите, что его беспокоит, тревожит что-то, не совмещайте «слушание» с посторонними делами. Разговаривая с ребёнком, особенно о чём-то важном для него, не занимайтесь попутно стиркой, готовкой и т.д. Старайтесь уделять ребёнку хотя бы 20 минут «чистого» времени каждый день только на то, чтобы выслушать его внимательно.

3. Не засыпайте ребёнка вопросами, не устраивайте допрос. Просто помогите ему высказаться, не пытайтесь перебивать, вставлять свои комментарии. Обычно ребёнок хочет не столько получить ваш совет, рекомендацию, сколько просто рассказать о каком-то событии.

4. Не делите то, что рассказывает вам ребёнок, на важное и неважное. Порой подросток взахлёб рассказывает об увиденном накануне футбольном матче, а мама говорит: «Да ну его, этот твой футбол, я в нём не понимаю, расскажи лучше, как там в школе у тебя!» Или девочка начинает выказывать беспокойство по поводу того, что мальчик, которым она увлечена, даже не смотрит в её сторону, а мама отвечает: «Да пустяки это всё! Ещё сто таких мальчиков будет, влюбишься и разлюбишь! Не бери в голову!» Тем самым родители отмахиваются от пусть маленьких, но всё же проблем, забот ребёнка.

5. Слушая ребёнка, будьте с ним на «одной волне». Как это? Когда ребёнок что-то рассказывает, постоянно подавайте ему сигналы, знаки, подтверждающие вашу внимательность и заинтересованность: кивайте головой, смотрите в глаза, но не сверлите взглядом, лицо ваше должно выражать эмоции, сообразные, эквивалентные эмоциям ребёнка.

6. Слушая ребёнка, уважайте его вкусы, интересы, будьте к нему добры. Даже если нужна строгость, пусть она соединится с добротой в равных пропорциях. Ваши глаза должны излучать терпение, желание услышать юного собеседника.

Консультация № 2. Проблемы с письмом у первоклассника.

Самой главной задачей начальной школы является обучение детей грамоте. Чем лучше ребенок усвоит этот навык, тем эффективнее будет дальнейшее обучение. К сожалению, далеко не все дети быстро овладевают письмом и чтением. Трудности в овладении письма и чтения принято называть «дислексией». В чем суть данного диагноза и как с ним бороться — этот вопрос волнует многих родителей.

Письменная речь- это, пожалуй, самый основной и один из самых сложных психических процессов, который взаимодействует с такими психологически процессами как внимание, речь, эмоции и память. Если один из процессов отстает в своем развитии, то страдает вся цепочка. Первоначально ребенок овладевает устной речью. Он учится правильно говорить и произносить слова. Заучивает произношения и строит предложения, затем ребенок начинает постепенно осваивать чтение.

Если родители замечают неправильное произношение тех или иных звуков, дефект речи, то необходимо обязательно обратится к логопеду, что бы в дальнейшем не начали появляться проблемы более серьезного характера. Если во время не решить речевые дефекты, то появятся дефекты в изучении грамоты и письма. Даже если ребенок все произносит правильно и в его речи не слышны никакие дефекты, то это не значит, что в дальнейшем не может произойти нарушение звукового анализа и синтеза.

Выявить данное нарушение можно будет лишь при изучении грамматики. Проявляется это в виде пропускания букв в словах, перестановке звуков, замене на неподходящие буквы или звуки. Такое нарушение фонематического слуха сможет выявить только логопед.

Что бы выяснить, не нарушен ли звукобуквенный анализ у ребенка, до похода к специалисту можно провести домашнее тестирование. Для этого необходимо попросить малыша произнести серию слогов: КА-ПА-ТА, АТЬ-АЧ-АТЬ, БА-БА-ПА, СА-ША-СА. Если ребенок затрудняется повторить данные слова, путается и делает явные ошибки, то налицо фонематическое нарушение слуха.

Очень часто можно наблюдать такие ошибки в письме как замена букв, схожих по написанию, несоблюдение строки, неряшливость в почерке. С таким видом нарушения можно бороться с помощью пальчиковой гимнастики и развития мелкой моторики. Пусть ребенок больше лепит из пластилина, собирает мелкие бусинки в коробочку либо нанизывает их на нитку. Все это способствует улучшению письма и развитию моторики пальцев. Очень полезно собирать конструктор LEGO.

Что делать если ребенок имеет явные трудности в письме?

  • Не ругать ребенка и всячески помогать.
  • Больше проявлять заботу и внимание.
  • Меньше давать смотреть телевизор и создать спокойную обстановку дома.
  • Чаще заниматься с ребенком дома и внушать уверенность в себе и своих силах.

Корректирующую работу необходимо начинать сразу же, как стали очевидными трудности в овладении письма. Родителям важно знать, что сама собой проблема не уйдет. Необходимо постоянно тренировать память и развивать внимание, стоит помнить, что все эти психологические процессы взаимосвязаны между собой. Начинать необходимо с самых простых упражнений и заданий, даже если они не совсем соответствуют возрастной норме.

Для овладения правильным письмом необходимо всегда проговаривать слова. Выделять значение слова, корни, находить однокоренные слова. Давая различного рода задачи, развивается и мыслительный процесс, вскоре ребенок начнет самостоятельно замечать свои ошибки и исправлять их.

Главное - это сила воли и желание помочь своему малышу справится с этим дефектом. Постоянное пополнение словарного запаса, заучивание скороговорок и стихов, также помогут ускорить процесс. Ко всему необходимо подходить в комплексе. Развивая один психологический процесс, происходит влияние и на другие не мало важные процессы. Родителям важно знать, что необходимо постоянно расширять и кругозор ребенка. Чаще ходить на разнообразные выставки, в музеи, театры. Больше читать малышу, показывать наглядный материал и рассказывать познавательные истории. Постоянна работа с ребенком, поможет ему справиться со всеми проблемами, и в дальнейшем с ними больше не сталкиваться.

Консультация № 3. Обозначенная проблема – гиперактивность в поведении ребенка.

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

6. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

9. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

10. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

12. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную память.

13. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

15. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

16. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)

17. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

18. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов.

19. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазине, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

20. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

21. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

22. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.

23. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

24. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя компетентным в какой-либо области. Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

Консультация 4. Большая часть вопросов родителей к психологу касается времяпровождения детей:  трудно оторвать от компьютера, нет других  интересов, а порой и нарушается взаимопонимание с детьми. Можно много говорить, о пользе и негативных последствиях компьютеризации современных детей. Но важно не отвлечь ребенка от компьютера, а привлечь его к чему – то другому. Советую заинтересовать ребенка чтением. Если у вас не получится, значит,  вы не выполнили все перечисленные условия и начните снова.

  • Наслаждайтесь чтением сами, читайте с удовольствием, пусть дети видят, как вы любите чтение.
  • Показывайте, что вы любите чтение. Покупайте книги, дарите их в качестве подарков.
  • Пусть дети выбирают книги сами в библиотеке, книжном магазине и т.д.
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок?).
  • Собирайте книги и журналы на темы, которые вдохновляют ребенка, заставляю захотеть еще что-то прочитать об этом (например, о динозаврах, космических кораблях и т.д.)
  • Предложите до или после просмотра фильма прочитать  книгу, по которой поставлен фильм.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов -  пусть дети читают все, что угодно!
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения, тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворенности.
  • Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем, как уснуть.

По этой же схеме можно заинтересовать ребенка любой другой деятельностью. Главное, чтобы вы были вместе с ребенком, интересовались этим занятием, обсуждали эту тему, гордились результатами ребенка. Если ребенок занят увлекательными и нужными делами, у него не так много времени сидеть за компьютером.

Но вот если родители всегда заняты для своего ребенка. То найдется другой друг – компьютер! Он всегда свободен и увлекателен.

Наверх