Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Октябрьского района г. Красноярска "Лицей № 8"

Меню

Перспективная начальная школа 

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» создавался, базируясь на новых образовательных стандартах, которые вступили в силу с прошлого учебного года. Это комплект для начальной школы, покрывающий все основные образовательные области. Сейчас он полностью закончен и допущен Министерством образования. Проект «Перспективная начальная школа» — результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы». Руководитель проекта — профессор кафедры дошкольного начального образования Академии повышения квалификации работников образования (АПКРО) «Перспективная начальная школа» профессор Р. Г. Чуракова.

 

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

 

Педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

 

В комплект входят все предметы, которые положены по базисному учебному плану. Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Сейчас заканчивается разработка иностранного языка, это будет английский язык. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

 

 Учебно-методический комплект:

 

Руководитель проекта «Перспективная начальная школа» профессор Р.Г. Чуракова 

 

Комплект УМК по математике
  • Чекин Александр Леонидович (к.ф.-м.н., доцент),
  • Юдина Елена Прокофьевна (методист АПК и ПРО РФ),
  • Булычева Надежда Константиновна (аспирант АПК и ПРО РФ),
  • Захарова Ольга Александровна (к.ф.-м.н.),
  • Кудрова Лариса Геннадьевна (к.п.н.).
Комплект УМК по обучению грамоте
  • Агаркова Нелли Георгиевна (д.п.н., проф.),
  • Каленчук Мария Леонидовна (д.ф.н., проф.),
  • Агарков Юрий Анатольевич.
Комплект УМК по русскому языку
  • Каленчук Мария Леонидовна (д.ф.н.,проф.),
  • Чуракова Наталия Александровна (д.ф.н., проф.),
  • Малаховская Ольга Валерьевна (аспирант СМУ),
  • Байкова Татьяна Андреевна (аспирант МГПУ),
  • Ерышева Екатерина Романовна (аспирант СПб ГПУ).
Комплект УМК по литературному чтению
  • Чуракова Наталия Александровна (д.ф.н., проф.),
  • Малаховская Ольга Валерьевна (аспирант СМУ).
Комплект УМК по окружающему миру
  • Федотова Ольга Нестеровна (к.п.н., доцент),
  • Трафимова Галина Владимировна (к.п.н.),
  • Трафимов Сергей Анатольевич,
  • Царева Лора Александровна (к.п.н., доцент).
Комплект по технологии
  • Колесниченко Ирина Ивановна (к.п.н., доцент),
  • Рагозина Татьяна Михайловна (к.п.н.),
  • Мылова Ирина Борисовна.
Комплект по информатике
  • Бененсон Евгения Павловна (к.ф-м.н.),
  • Паутова Альбина Геннадьевна.

Учебно-методический комплекс

«Планета знаний»

 

«Планета знаний» — комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования. Он позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.

Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется:

– в единых ценностных приоритетах,

– в единстве дидактических подходов;

– в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;

– в единстве сквозных линий типовых заданий;

– в единой навигационной системе.

Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний. Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность.

Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.), позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения.

Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной).

Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей.

 

УМК «Планета знаний» 1 класс состоит из следующих завершенных предметных УМК, учебники которых включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников

- Русский язык.

Букварь. Андрианова Т.М.

Русский язык. 1 класс. Андрианова Т.М., Илюхина В.А.

- Литературное чтение. 1 класс. Кац Э.Э.

- Математика. 1 класс. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

- Окружающий мир. 1 класс. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. 

- Изобразительное искусство. 1 класс. Сокольникова Н.М.

- Музыка. 1 класс. Бакланова Т.И.

- Технология. 1 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 

 

УМК «Планета знаний» 2 класс состоит из следующих предметных УМК, учебники которых включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:

- Русский язык. 2 класс. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. 

- Литературное чтение. 2 класс. Кац Э.Э.

- Математика. 2 класс. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

- Окружающий мир. 2 класс. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.

- Изобразительное искусство. 2 класс. Сокольникова Н.М.

- Музыка. 2 класс. Бакланова Т.И.

- Технология. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 

 

УМК «Планета знаний» 3 класс состоит из следующих предметных УМК, учебники которых включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:

- Русский язык. 3 класс. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. 

- Литературное чтение. 3 класс. Кац Э.Э.

- Математика. 3 класс. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

- Окружающий мир. 3 класс. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. 

- Изобразительное искусство. 3 класс. Сокольникова Н.М.

- Музыка. 3 класс. Бакланова Т.И.

- Технология. 3 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 

 УМК «Планета знаний» 4 класс состоит из следующих предметных УМК, учебники которых включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:

- Русский язык. 4 класс. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.

- Литературное чтение. 4 класс. Кац Э.Э.

- Математика. 4 класс. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

- Окружающий мир. 4 класс. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.

- Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Саплина Е.В., Саплин А.И.

- Изобразительное искусство. 4 класс. Сокольникова Н.М.

- Музыка. 4 класс. Бакланова Т.И.

- Технология. 4 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА»

 В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.

Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка.

Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Дидактические принципы:

• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

• ведущая роль теоретических знаний;

• осознание процесса учения;

• быстрый темп прохождения учебного материала;

• работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.

 УМК системы Л.В. Занкова для 1 класса включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

- Русский язык.

Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. 

Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.

- Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.

- Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.

- Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

- Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.

- Музыка. Автор: Ригина Г.С.

- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.

  

УМК системы Л.В. Занкова для 2 класса включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

- Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.

- Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.

- Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.

- Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. 

- Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.

- Музыка. Автор: Ригина Г.С.

- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.

 УМК системы Л.В. Занкова для 3 класса включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

- Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.

- Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.

- Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.

- Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

- Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.

- Музыка. Автор: Ригина Г.С.

- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.

 УМК системы Л.В. Занковадля 4 класса включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

- Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.

- Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.

- Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.

- Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.

- Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.

- Музыка. Автор: Ригина Г.С.

- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.